Открыть меню Поиск
СМИ о нас
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Вы здесь

Информация МИР РК о ходе исполнения Общенациональных планов мероприятий по реализации Посланий Главы государства народу Казахстана (по итогам 1 полугодия 2018 года)

Согласно Общенациональным планам мероприятий по реализации Посланий Главы государства народу Казахстана (2015, 2017, 2018 гг.)

за МИР РК закреплено 28 пунктов, из них исполнено -  12 (информация по 8-ми пунктам, исполненным в 2017 году, была опубликована на сайте в январе 2018 года.

По остальным 4 –м пунктам (12, 24, 27 и 38) указана ниже),
на исполнении -  16:

  • по ОНП 2015 года -  на исполнении два пункта  -  8 и 11;
  • по ОНП 2017 года –  на исполнении два пункта  – 14 и 35;
  • по ОНП 2018 года – на исполнении двенадцать пунктов

    1,  2,  4, 5, 8, 11, 19, 25, 26, 28, 29, 30.

 

ОНП 2015 года

1) Пункт 8.   «Завершить формирование инфраструктуры в действующих специальных экономических зонах, приняв меры по их наполнению индустриальными проектами» (на исполнении)

1) СЭЗ «Астана – новый город», в настоящее время готовность инфраструктуры Индустриального парка № 1 составляет – 65%.

В 2017 году на строительство инфраструктуры ИП № 1 СЭЗ «Астана – Новый город» было выделено 1 699 697 тыс. тенге. Освоено 100 %.

По плану финансирования на 2018 год, по бюджетной программе 204 101 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы для развития инфраструктуры специальных экономических зон, индустриальных зон, индустриальных парков» Министерством на строительство инфраструктуры ИП № 1 СЭЗ «Астана – Новый город» предусмотрено 1,7 млрд. тенге.

Справочно:

- строительство инженерной (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, ливневой канализации, освещение) и транспортной (дороги с тротуарами) инфраструктуры протяженностью 1,8 км по ул. П-1 (на участке от ул. П-5 до ул. Ақжол), П-5, П-12 (на участке от ул. П-5 до ул. Ақжол), а также строительство очистного сооружения ливневых стоков в количестве 1 шт. – 1 104 522,8 тыс. тенге;

- строительство инженерной (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, ливневой канализации, освещение) и транспортной (дороги с тротуарами) инфраструктуры протяженностью 0,4 км по ул. П-1 (на участке от ул. П-5 до ул. П-4), П-4, а также водопропускных сооружений в количестве 2 шт. – 226 757,1 тыс. тенге;

- строительство распределительных тепловых сетей протяженностью 2,3 км. – 369 110 тыс. тенге.

На 2019-2021 годы Акиматом г. Астаны в рамках лимита направлена бюджетная заявка на сумму 3 728 018 тыс. тенге (2019 г. – 741 146 тыс., 2020 г. – 1 000 000 тыс., 2021 г. – 1 986 872 тыс.).

Согласно заключению рабочего органа по бюджетному планированию на 2019 год поддержана сумма в размере 592 493 тыс. тенге, таким образом не поддержаны средства в размере 148 653 тыс. тенге.

2) СЭЗ «Астана-Технополис». С учетом разработанного мастер-плана, акиматом города Астаны завершена разработка технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) Индустриального парка № 2. В настоящее время ведется разработка ПСД.

Общая стоимость строительства составит 143 787 207 тыс. тенге, в том числе:

1 очередь строительства – 2018-2020 гг. – 37 968 502 тыс. тенге;

2 очередь строительства – 2021-2023 гг. – 56 375 724 тыс. тенге;

3 очередь строительства – 2024-2026гг. – 49 442 981 тыс. тенге.

Справочно:

Автомобильные дороги, сети электроснабжения, теплоснабжения, котельная, сети водоснабжения и канализации, транспортно-логистический комплекс с железнодорожной инфраструктурой, технопарк, пожарная часть (2 поста), зона таможенного досмотра.

3) СЭЗ «Бурабай». Строительство инфраструктуры СЭЗ «Бурабай» полностью завершено.

4) СЭЗ «Морпорт Актау». Общая площадь СЭЗ «Морпорт Актау» составляет 2000 га, и состоит из 6 субзон. Инфраструктура субзон № 1 и № 3 завершена на 100%. Формирование инфраструктуры субзон № 5 и № 6 планируется по мере наполнения проектами вышеуказанных субзон. По инфраструктурам субзон № 2 и № 4 на основании разработанных ТЭО ведется разработка ПСД на строительство объектов инженерной инфраструктуры. Стоимость строительства инфраструктуры согласно ТЭО составит 7,3 и 3,1 млрд.тенге соответственно.

5) СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». Инфраструктура СЭЗ «НИНТ» условно разделена на 2 очереди: I-ая очередь для проекта полипропилен (2018-2020 гг.), II-ая очередь для проекта полиэтилен (2020-2024 гг). На строительство объектов инфраструктуры СЭЗ «НИНТ»

(ГТЭС, ВП, общезаводская инфраструктура) в период с 2014-2017 годы выделено

110,7 млрд. тенге. Готовность инфраструктуры I-ой очереди составляет 38%. С учетом имеющегося финансирования (110,7 млрд. тенге) для завершения инфраструктуры под реализуемый проект полипропилен в период 2018-2020 годов потребуется 76 млрд. тенге. По предварительным расчетам, стоимость инфраструктуры II-ой очереди для проекта полиэтилен будет составлять 376 млрд. тенге на период 2020-2024 годов.

6) СЭЗ «Оңтүстік». Строительство инфраструктуры СЭЗ «Оңтүстік» полностью завершено.

7) СЭЗ «Павлодар». В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «Павлодар» составляет около 17 %.  По итогам корректировки ТЭО проекта «Строительство инфраструктуры СЭЗ «Павлодар» стоимость строительства СЭЗ «Павлодар» оптимизирована с 29,2 млрд. тенге до 21 млрд. тенге.

По плану финансирования на 2018 год, по бюджетной программе 204 101 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы для развития инфраструктуры специальных экономических зон, индустриальных зон, индустриальных парков» Министерством на строительство инфраструктуры СЭЗ «Павлодар» предусмотрено 1,4 млрд. тенге.

Справочно:

- строительство станции очистки хозяйственно-бытовых стоков является составной частью системы оборотного водоснабжения производственно-противопожарного водопровода и предназначена для глубокой очистки сточных вод, и обеспечения качества очистки, позволяющей использовать очищенную воду для производственных нужд предприятий СЭЗ «Павлодар». На отведенной площадке предусмотрено размещение следующих зданий, сооружений и площадок: основной корпус, КНС-1, КНС-2, интегрированный биологический реактор USBF, иловый резервуар, насосная станция очищенной воды, трансформаторная подстанция, песковые площадки, иловые площадки, а также площадка для складирования обезвоженного осадка, контрольно-пропускной пункт, площадка для мусоросборников и стоянка на 5 автомобилей;

- строительство автодороги  от таможенного терминала по южному техническому коридору до очистных сооружений СЭЗ «Павлодар»;

- строительство хозяйственно-бытовой канализации основного коллектора д. 500 мм от озера Балкылдак по южному техническому коридору до УПНК.

На 2019-2021 годы Акиматом г. Павлодар в рамках лимита направлена бюджетная заявка на сумму 10 714 338 тыс. тенге (2019 г. – 2 358 854 тыс., 2020 г. – 3 000 000 тыс., 2021 г. – 5 355 848 тыс.).

Согласно заключению рабочего органа по бюджетному планированию на 2019-2020 годы поддержана сумма в размере 2 730 694 тыс. тенге, таким образом не поддержаны средства в размере 2 628 160 тыс. тенге.

8) СЭЗ «Парк инновационных технологий». Инфраструктура СЭЗ «Парк инновационных технологий» (далее – СЭЗ «ПИТ») завершена на 100 %. Общая стоимость строительства инфраструктуры второй очереди составляет 20,5 млрд. тенге.

9) СЭЗ «Сарыарқа». Общая площадь специальной экономической зоны «Сарыарка» составляет – 595 га, из которых под инвестиционные проекты отведено 462 га, площадь занятая инфраструктурой СЭЗ – 132,6 га, площадь занятая участниками СЭЗ – 198 га, свободная площадь 264 га. Сметная стоимость строительства инфраструктуры СЭЗ «Сарыарка» составляет 25,5 млрд. тенге. По состоянию на конец 2017 года освоено 23,4 млрд. тенге, или 92,9% от выделенных средств. На сегодняшний день, основные объекты инфраструктуры построены и введены в эксплуатацию (системы энергообеспечения, железной дороги и железнодорожной станции, автомобильных дорог, административного центра, пожарного депо, сетей и сооружений водоснабжения и канализации).

10) СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». На сегодня инфраструктура СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» завершена на 100 %. В марте 2016 года подписан Акт приемки объекта в эксплуатацию по проекту «Комплексные работы по строительству Сухого порта и объектов инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

11) СЭЗ «Химический парк Тараз». В настоящее время работы по внешней инфраструктуре СЭЗ «Химический парк Тараз» выполнены на 87 %, по внутренней – 68 %. Стоимость инфраструктуры СЭЗ «Химический парк Тараз» составляет 36,1 млрд. тенге. Из них на капитализацию уставного капитала ТОО «Объединенная химическая компания» выделено 25,2 млрд. тенге. Завершение строительства инфраструктуры планируется в 4 квартале 2018 года. Выход на проектную мощность планируется в 2023 году после ввода в эксплуатацию приоритетных проектов на территории СЭЗ.

 

2)  Пункт 11.            «Обеспечить строительство участков дорог автодорожных магистралей: Западная Европа – Западный Китай; Астана – Алматы; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алматы – Усть-Каменогорск;  Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау – Астрахань»            (на исполнении)

1) Западная Европа – Западный Китай

В 2016 году завершены работы по устройству дорожного полотна на последних участках коридора Алматы-Хоргос и Ташкент-Шымкент-гр.Жамблыской области и обеспечен проезд автотранспортных средств на всем протяжении коридора от границы Российской Федерации (на Оренбург) до Хоргоса через города Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы.

В 2017 году завершены остаточные работы и обустройство на участках Алматы – Хоргос и Шымкент – Ташкент - гр. Жамбылской обл.

2) Астана-Алматы

С начала реализации проекта завершена реконструкция участков Астана-Темиртау – 171 км и Алматы-Капшагай – 104 км.

В настоящее время ведется реконструкция участка Темиртау-Караганда (14 км), строительство и реконструкцию Северного и Восточного обходов г. Караганды (48 км) и реконструкция участка Бурылбайтал-Курты (228 км).

Реконструкцию участка Караганды-Балхаш планируется начать в 2019 году за счет займа ЭксИмБанка КНР.

В текущем году планируется начать реконструкцию участка Балхаш-Бурылбайтал, протяженностью 297 км, за счет экономии по текущим займам с проекта Западная Европа – Западный Китай.

Участок Курты-Капшагай планируется начать с 2019 года.

3) Астана-Усть-Каменогорск

С начала реализации проекта реконструировано 230 км, из них на участке Астана-Павлодар – 59 км и Павлодар-Семей-Калбатау – 171 км.

В 2017 году работы велись на участках Астана-Павлодар и Павлодар-Семей-Калбатау. Реконструкцией охвачено 675 км.

На сегодняшний день на участке Астана-Павлодар открыто 4-х полосное движение от Астаны до п. Торткудук (219 км) и от п. Пограничник до г. Павлодар, включая Западный обход и мостовой переход через р. Иртыш (61 км). На участке Павлодар-Семей завершены работы на 33 км.

Полное завершение реконструкции участков планируется в

2019 году.

Участок Калбатау – Усть-Каменогорск протяженностью 102 км будет реконструирован за счет займа ЭксИмБанка КНР в рамках проекта Алматы – Усть-Каменогорск.

4) Астана-Актобе-Атырау-Астрахань

В соответствии с поручением Главы Государства № 3706 от 30 сентября 2016 года начало реконструкции участка Астана-Аркалык-Торгай-Иргиз-Шалкар-Кандыагаш протяженностью 1 273 км перенесено на более поздний срок.

По участкам Актобе-Кандыагаш протяженностью 159 км, и Атырау-Астрахань протяженностью 277 км, в настоящее время рассматривается вопрос замены источников финансирования с Исламского банка развития (далее – ИБР) на другие займы Международных финансовых институтов, в связи с разногласием к проекту финансовых соглашений между государственными органами и ИБР.

Предварительно Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития выразили заинтересованность о намерении в финансирования вышеуказанных проектов и представили мандатные письма.

Вопрос замены кредитора с учетом единой позиции заинтересованных государственных органов планируется рассмотреть на ближайшем заседании Рабочей группы Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Министерства национальной экономики Республики Казахстан с последующим вынесением на заседание Координационного совета по реализации Рамочных соглашений о партнерстве.

С учетом данных обстоятельств за счет средств республиканского бюджета планируется начало реконструкции на участках Актобе-Кандыгаш (60 км), Атырау-Астрахань (60 км) и Акционерным обществом «Национальная компания «КазАвтоЖол» объявлен тендер на выбор подрядчиков.

Участок Кандыагаш-Макат протяженностью 299 км будет реконструирован за счет займов Азиатского банка развития. Соглашение о займе подписано в 2016 году, строительные работы начаты в ноябре 2017 года.

По ранее начатой реконструкции на 26 км участка Кандыагаш-Макат реализуемого за счет РБ 10 км введены в эксплуатацию в 2017 году, по оставшимся 16 км планируется завершение в текущем году.

5) Алматы – Усть-Каменогорск

С начала реализации проекта завершены работы на 117 км участка Капшагай-Талдыкорган. В 2017 году завершены последние 24 км данного участка.

Участок Талдыкорган – Усть-Каменогорск протяженностью 763 км будет реконструирован за счет займа ЭксИмБанка КНР. Заключены контракты на подрядные работы и выплачены авансы. На сегодняшний день имеется готовая проектно-сметная документация на 102 км, по оставшимся 661 км ведется разработка.

К полномасштабной реконструкции планируется приступить в текущем году.

6) Караганды-Жезказган-Кызылорда

С 2019 года планируется начало разработки Проектно-сметной документации, с последующей реализацией в 2020 году. 

 

ОНП 2017 года:

3) Пункт 14. Реализация второй фазы строительства порта Курык – автомобильного перехода (на исполнении)

6 декабря 2017 года осуществлен тестовый запуск автомобильного перехода. Средства в размере 50,9 млрд тенге, выделенные на 2017 год, освоены в полном объеме.

На сегодняшний день завершено строительство переходного моста, работы по строительству гидротехнических сооружений: восточного мола выполнены на 76% и западного мола выполнены на 75%, работы по строительству зоны таможенного оформления на 83%, работы по строительству предпортовой  сортировочной станции на 69%, также строятся объекты подсобного, обслуживающего назначения и транспортного хозяйства. На строительных работах задействовано около 450 человек и 150 единицы техники.

На завершение строительства объекта на 2018 год из Национального фонда выделено 16,852 млрд. тенге.

За январь-июнь 2018 года объем перевалки груза через порт Курык составил 865,2 тыс. тонн.

 

4)  Пункт 35.     Передача объектов ЖКХ в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией для их модернизации (на исполнении)

Во исполнение поручения Главы государства Министерством утверждена Дорожная карта по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в доверительное управление и концессию.

Согласно Плану организационных мероприятий (дорожная карта) по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в доверительное управление и концессию на 2018 год запланировано 11 мероприятий.

По пунктам 1.2 Мониторинг за ходом подготовки к реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ, 2.2 Актуализация перечня потенциальных проектов ГЧП в секторе ЖКХ.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании и взаимодействии между МИР и акиматами областей, городов Астаны и Алматы ведется мониторинг реализации 33 местных проектов ГЧП в сфере ЖКХ.

На сегодняшний день подписаны договора по 5 проектам, в том числе: 3 проекта по механизму концепции, два проекта г. Алматы переданы в доверительное управление, по остальным на стадии разработки конкурсной документации и ведении переговоров. По итогам года будет проведена актуализация проектов.

По пункту 1.6 Совместная разработка типовых контрактов на управление, основанных на показателях эффективности, качества и надежности, для внедрения в секторах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в Республике Казахстан.

Совместно с Европейским банком реконструкции и развития, с учетом международной практики по внедрению и использованию договоров, разработаны проекты контрактов, основанные на показателях эффективности в области водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе:

- типовой договор доверительного управления объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (PBMC контракт), основанного на показателях эффективности, который станет основой для привлечения частных операторов в управление коммунальной инфраструктурой и обеспечения эффективности предприятий коммунального сектора;

- типовая конкурсная документация по определению частного партнера в рамках проекта ГЧП по передаче объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в доверительное управление;

- типовой договор об эксплуатации объектов и инфраструктуры водоснабжения и водоотведения/теплоснабжения (PSC контракт), который станет основой для осуществления мониторинга коммунальных предприятий со стороны МИО при отсутствии частного оператора;

- Трудовой договор с установленными показателями эффективности, который заключается с руководителем государственного коммунального предприятия (Трудовой договор).

По пунктам 1.7 Разработка предложений по внесению в действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан и государственные программы, 2.4 Выработка предложений по источникам финансирования потенциальных проектов ГЧП в сфере ЖКХ и возмещения затрат субъектов ГЧП.

Приказом Министерства национальной экономики внесены поправки в Правила планирования и реализации проектов ГЧП и концессии, в части:

- объединения двух этапов планирования: разработки концепции и конкурсной документации. Тем самым сокращены сроки планирования проектов ГЧП за счет исключения процедур согласования и экспертизы концепции проекта ГЧП. При этом, в рамках проводимой экспертизы Конкурсной документации предусмотрено рассмотрение проекта договора, так как проведение экспертизы проекта договора ГЧП как отдельного этапа, Законом исключено. Данные меры направлены на сокращение сроков проведения экспертиз на 4 месяца;

- внедрения (по предложению НПП «Атамекен») документа «бизнес-план к проекту ГЧП» при прямых переговорах. Субъекты предпринимательства смогут быстрее ориентироваться в механизме ГЧП и инициировать свои предложения по участию в проектах ГЧП;

-      нормативно-правового регулирования вопросов, возникающих после заключения договора ГЧП (нормы в части внесения изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП, согласования проекта договора, вынесения на бюджетную комиссию и др.) и другие вопросы ГЧП и концессий.

В рамках переутверждения государственной Программы развития регионов до 2020 года, для привлечения частных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, прорабатывается механизм перенаправления целевых трансфертов на возмещение инвестиционных затрат из республиканского бюджета для местных проектов ГЧП. При этом, компенсация операционных затрат будет финансироваться из местного бюджета.

Целевые трансферты на развитие из республиканского бюджета предполагается направлять по итогам регистрации договоров ГЧП между МИО и частными партнерами:

- в сельских населенных пунктах – до 100% возмещения инвестиционных затрат по графику от 3 лет до 5 лет, в зависимости от стоимости проекта;

- в городских населенных пунктах – до 50 % софинансирование и компенсация инвестиционных затрат в зависимости от стоимости проекта.

По пункту 2.3 Включение потенциальных проектов ГЧП в сфере ЖКХ в лимиты местных исполнительных органов по государственным обязательствам ГЧП.

На сегодняшний день в лимиты местных исполнительных органов по государственным обязательствам включены 3 проекта, по которым заключены договора и проведена регистрация в органах Казначейства, «Реконструкция районной котельной города Зыряновск Зыряновского района ВКО», «Модернизация и доверительное управление системой наружного освещения города Павлодар», «Модернизация и эксплуатация электрических сетей наружного освещения в городе Экибастузе Павлодарской области».

По пунктам 2.6 и 2.7  Разработка Концепции проекта ГЧП в сфере ЖКХ и Получение заключений проектов ГЧП в сфере ЖКХ (Экспертное, отраслевое экспертиза концепции)

Ранее предусматривалась разработка концепции проекта и получение заключений, однако в соответствии внесенными изменениями и дополнениями в законодательстве РК по ГЧП разработка концепции и получение заключений не требуется, в связи с чем, предлагалось пункты 2.6 и 2.7 снять с контроля.

По пункту 2.8 Формирование конкурсной документации для передачи объектов ЖКХ в доверительное управление.

Согласно Перечню 4 объекта планируется передать в доверительное управление, в том числе: 2 объекта в Актюбинской области, 1 объект в Кызылординской области, 1 объект в Туркестанской области.

В Кызылординской области в текущем году разработаны конкурсная документация и проект Договора, получено экономическое заключение. По Туркестанской области на стадии разработки конкурсной документации. В Актюбинской области планируется передать в доверительное управление в 2028 году.

По пунктам 2.9 Проведение конкурса по определению частного парнера в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстна «О государственно-частном партнерстве».

Согласно мониторинга по объекту «Реконструкция и строительство очистных сооружений г. Капчагай» объявлен 1 этап конкурса на определение частного партнера по техническому решению.

По Мангистауской области «Строительство и эксплуатация опреснительного завода мощностью 50 000 м3/сутки в селе Курык Мангистауской области» по результатам I этапа конкурсных процедур по определению частного партнера признана победителем компания SAFBON WATER SERVICE INC SHANGHAL (Китай).

По объекту «Договор передачи в доверительное управление без права последующего выкупа объектов водоснабжения и водоотведения в городе Кызылорда, находящиеся на балансе ГКП на ПХВ «Кызылорда су жуйесі»» планируется до конца июля объявить конкурс по определению частного партнера.

По пункту 2.10 Реализация проектов ГЧП в сфере ЖКХ.

В настоящее время по 3 объектам определены частные партнеры, заключены договора, которые зарегистрированы в органах Казначейства.

По данным объектам ведутся работы, в том числе по:

- «Реконструкция районной котельной города Зыряновск Зыряновского района ВКО» Концессионером ведется разработка ПСД, после получения заключения будут начаты работы по реконструкции котельной;

- «Модернизация и доверительное управление системой наружного освещения города Павлодар» разработана ПСД, получено заключение экспертизы, планируется начать монтажные работы;

- «Модернизация и эксплуатация электрических сетей наружного освещения в городе Экибастузе Павлодарской области» в настоящее время, ведутся монтажные работы, заменено 80 км самонесущего изолированного провода (СИП), установлены 32 шкафа с автоматическими системами управления наружным освещением (АСУНО) и 3 395 ед. светодиодных светильников.

 

ОНП 2018 года:

5) Пункт 1.         Совершенствование и разработка новых инструментов, направленных на модернизацию и цифровизацию отечественных предприятий с ориентацией на экспорт продукции и трансферт технологий (на исполнении)

Министерством планируется внесение изменений и дополнений в действующие НПА, в части совершенствования и разработки новых инструментов:

-      Правила предоставления  государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров, (утвержденные приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 9 декабря 2015 года № 1194);

-      Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, (утвержденные приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 4 декабря 2015 года № 1164);

-      Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, перечня отечественных обработанных товаров, по которым частично возмещаются затраты по их продвижению, (утвержденные приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30 ноября 2015 года № 1128);

-      Правила предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий, (утвержденные приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 18 декабря 2015 года № 1211);

-      Правила предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий (утвержденные приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 9 декабря 2015 года  № 1192).

Государственным органам соисполнителям (МСХ, МНЭ, МИК, МОАП, «Самрук-Казына», АО «Нух Байтерек», АО «НУХ «КазАгро») необходимо внесение изменений и дополнений в их Правила по предоставлению мер государственной поддержки.

Министерством энергетики РК в целях предоставления оперативных данных по добыче сырой нефти с датчиков субъектов оборота нефти (исключается ручной ввод) принят приказ «Об утверждении Правил формирования и функционирования информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата» от 28 апреля 2018 года № 154.

Приказ определяет порядок формирования и функционирования информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата.

 

6) Пункт 2.       Реализация пилотного проекта по оцифровке ряда промышленных предприятий и дальнейшее широкое распространение полученного опыта (на исполнении)

В соответствии с Планом мероприятий программы «Цифровой Казахстан» планируется реализация проекта по созданию модельных цифровых фабрик. Планируется создание не менее 7 модельных цифровых фабрик на примере действующих предприятий. В рамках проекта планируется проведение технологической диагностики предприятий и разработка планов по цифровизации до конца августа 2018 г.

В дальнейшем предприятия в соответствии с соглашением обязуются реализовать приоритетные проекты цифровизации в соответствии с разработанными планами.

Исходя из критериев, на текущий момент выбрано 7 компаний в различных отраслях промышленности для участия в проекте:

1. АО «Кентауский трансформаторный завод»

2. АО «Евразиан фудс»

3. АО «Химфарм»

4. АО «АК Алтыналмас» (замена с АО «ТНК КазХром»

5. ТОО «Карлскрона»

6. ТОО «Алматинский Вентиляторный Завод»

7. ТОО «Бал Текстиль» (замена с ТОО «Корпорация Казахмыс»)

На текущий момент подписаны соглашения о сотрудничестве со всеми предприятиями, в соответствии с которыми данные компании обязуются реализовать приоритетные проекты цифровизации согласно разработанным планам.

В рамках реализации данного мероприятия в январе заключен договор между Комитетом индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК и АО «КИРИ» на оказание услуг по проведению технологического аудита отобранных компаний. Для проведения технологической диагностики предприятий и разработки планов цифровизации подписан договор на оказание консультационных услуг с Обществом прикладных научных исследований имени Фраунгофера в марте т.г.

В рамках визита экспертов Общества им.Фраунгофера

13-14 апреля т.г. проведено обучение методологии технологического аудита для экспертов АО «КИРИ». Кроме того, 16 апреля т.г. прошла встреча с компаниями-участниками проекта под председательством Первого Вице-министра по инвестициям и развитию Р.В. Скляра, в ходе которой составлен график проведения технологического аудита.

В АО «КИРИ» сформирована команда экспертов, которая совместно с немецкими экспертами задействована в данном проекте. Первые выезды экспертов на 3 предприятия для проведения технологического аудита (АО «Кентауский трансформаторный завод», ТОО «Алматинский вентиляторный завод», АО «Евразиан Фудс») проведены по плану в мае т.г. До конца июня т.г. готовятся результаты анализа и рекомендации для формирования планов цифровизации указанных 3 предприятий и их дальнейшего согласования, также будет проведен технологический аудит на предприятиях

АО «Химфарм» и ТОО «Karlskrona LC AB». В июле т.г. планируется проведение технологического аудита для ТОО «Бал Текстиль» и АО «АК Алтыналмас».

 

7) Пункт 4.     Проведение анализа деятельности автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий», включая определение эффективности использования средств, аккумулированных от недропользователей           (на исполнении)

МИР РК проведен анализ деятельности автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий» (далее – АКФ «ПИТ») и в установленные сроки внесен в Администрацию Президента РК .

Так, анализ деятельности АКФ «ПИТ» показал следующие результаты:

-      текущий экономический эффект от деятельности первой очереди СЭЗ «ПИТ» превысил плановые показатели в 3 раза в рамках Указа Главы Государства от 18 августа 2003 г.;

-      обеспечено вхождение СЭЗ «ПИТ» в ведущий мировой рейтинг специальных экономических зон GlobalFreeZones – 2017 г.;

-      консолидированы субъекты образовательной, научно-исследовательской и индустриально-инновационной деятельности в рамках формирования инновационного кластера;

- реализуется программа поиска, акселерации и финансирования стартапов (программа «Стартап Казахстан»)

 -  ведется отбор из более1000 проектов, по состоянию на 4 мая т.г. 44 стартапа получили инвестиции, более 100 будут профинансированы в 2018 г.;

- формируется целевой фонд из обязательств недропользователей по финансированию проектов ИК «ПИТ» в размере не менее 1% СГД – консолидировано 3,7 млрд. тенге, профинансировано 73 производственных проекта;

- создан IT-квартал в г. Алматы – размещены 2 лаборатории, 18 IT компаний, 15 стартап команд. До конца 2018 г. – 20 компаний и 50 стартап команд;

- установлено сотрудничество с ведущими мировыми ТНК в сферах цифровизации, автоматизации, ИТ, машиностроения, новых материалов, геологии, смарт решений и т.д. для формирования спроса на инновации, создания центров технологий и лабораторий, встраивания в глобальную цепочку производства – 5 Центров технологий в 2018 г.;

- создан Центр по индустриальному дизайну на базе SatbayevUniversity (в рамках госзадания 2017 г., запуск – октябрь 2017 г.). Международный партнер – ТНК Autodesk. – Центр выполняет заказы и проводит обучение студентов по направлениям: Аддитивное машиностроение, Моделирование и прототипирование, Система автоматизированного проектирования, PCI (PlasticComponentIndustry).

В целом, по итогам проведенного анализа деятельности

АКФ «ПИТ» согласно Стратегии развития ИК «ПИТ» на 2016-2020 годы, отмечен положительный экономический эффект деятельности СЭЗ «ПИТ» (превышении плановых экономических показателей в 3 раза) и формирование площадок в виде Центров технологического развития для успешной реализации проектов для индустриализации и цифровизации страны.

 

8) Пункт 5.     Принятие нормативных правовых актов, направленных на реорганизацию  деятельности инновационного кластера «Парк инновационных технологий»  (на исполнении)

По состоянию на 15 июля 2018 года поправки по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам передачи Автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий» в ведение МИК РК, СЭЗ «ПИТ» в управление акимата города Алматы (Земельный кодекс, Предпринимательский кодекс, ЗРК «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий», проект ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах») находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.          

 

9) Пункт 8.       Разработка Концепции третьей пятилетки индустриализации, направленной на становление промышленности «цифровой эпохи» (акцент на инновации, трансферт технологий, содействие цифровизации обрабатывающей промышленности, соответствующей адаптации системы стандартизации): Разработка Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2020 – 2024 годы

(на исполнении)

В настоящее время Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – Министерство) ведется  работа по разработке Концепции третьей пятилетки индустриализации (далее – Концепция), которая будет направлена на модернизацию и цифровизацию отечественных предприятий с упором на экспорт продукции и трансферт технологий.

На сегодняшний день под руководством Министерства создана межведомственная рабочая группа по разработке Концепции с участием представителей заинтересованных государственных органов и организаций.

Кроме того, отдельными центральными и местными государственными органами и организациями представлены предложения для включения в проект Концепции.

Для проведения информационно-аналитического исследования в области развития приоритетных секторов экономики при разработке проекта Концепции привлечен АО «КИРИ» путем государственного задания.

Кроме того, проведены рабочие встречи с заинтересованными государственными органами и организациями по обсуждению инициатив Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года,

которые затрагивают вопросы индустриализации.           После разработки Концепции планируется направить в государственные органы и организаций на согласование.     

 

10) Пункт 11. Внедрение комплексных информационно-технологических подходов при управлении природными ресурсами

(на исполнении)

13 февраля в Министерстве под председательством Первого вице-министра проведено первое заседание рабочей группы по внедрению комплексных информационно-технологических подходов к извлечению твердых полезных ископаемых. В состав рабочей группы вошли представители АО «Казгеология», АКФ «Парк инновационных технологии», АО «НАТР», АО «Тау-Кен Самрук», АО «КИРИ» и Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

Деятельность рабочей группы направлена на поиск инновации и новые решения, которые увеличат производительность, улучшат качество и расширят номенклатуру выпускаемой продукции горно-металлургического комплекса.  

Вместе с тем, совместно с АО «КИРИ» проводится работа по изучению текущего состояния горно-металлургического комплекса Республики Казахстан (технология разработки, обогащения, инвестиции в НИОКР и т.д.), мирового опыта извлечения твердых полезных ископаемых, предложений по внедрению информационно-технологических подходов.

В целом в результате деятельности рабочей группы будут выработаны рекомендации и предложения по внедрению информационно-технологических подходов с учетом текущего состояния ГМК РК.

 

11) Пункт 12. Внесение предложений по совершенствованию требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий

(исполнен)

Министерством проведена работа по анализу практической реализации Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», устанавливающего основные требования и обязанности предприятий Республики Казахстан по энергосбережению.

По итогам проведенного анализа был выявлен ряд вопросов, требующих ужесточения или, напротив, смягчения регулирования, например, по отношению к обеспечению качества заключений, выданных по итогам проведения энергоаудита, формированию и ведению Государственного энергетического реестра, регулированию энергоаудиторской деятельности, государственному контролю и т.д.

В этой связи, совершенствование системы энергосбережения предлагается по двум направлениям – для частного и государственного секторов.

Для частных юридических лиц предлагаются такие меры, как:

- частичное исключение жестких норм регулирования (например, уменьшение количества лиц, обязанных провести энергоаудит, сокращение количества предоставляемой информации)

- внедрение в штате энергоменеджера (для крупных предприятий)

- создание стимулирующих механизмов (финансовая поддержка, налоговые льготы).

Вместе с тем, в 2016 году Всемирный банк провел оценочный анализ 111 стран мира «Регуляторные индикаторы для устойчивой энергетики» по 4-м направлениям, в том числе по направлению «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». Согласно анализу, самую низкую оценку Республика Казахстан получила по индикатору «Регулирование в бюджетном и государственном секторах».

В этой связи, для совершенствования регулирования государственного и квазигосударственного секторов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности предлагаются такие меры, как:

- полный мониторинг энергопотребления субъектами государственного и квазигосударственного секторов (расширение охвата Государственного энергетического реестра)

- принятие мер жесткого регулирования данной сферы (усиление ответственности руководителей, разработка нормативов).

 

12) Пункт 19. Внесение предложений по обеспечению защиты внутреннего рынка страны от пищевой продукции, произведенной с нарушением технических регламентов, путем модернизации системы технического регулирования в соответствии с международными требованиями    (на исполнении)

Согласно обязательствам Республики Казахстан, принятым по техническому регулированию в рамках Договора о Евразийском Экономическом союзе (далее - ЕвразЭС), на территории республики действуют 11 Технических регламентов ЕвразЭС на продовольственную продукцию (мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукции, зерно, соковая продукция из фруктов и овощей, масложировая продукция, специализированная пищевая продукция, в том числе в отношении диетического лечебного и диетического профилактического питания и др.), имеющие прямое действие на территории республики.

Пищевая продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент, выпускается в обращение на территории ЕвразЭС при условии, что она прошла обязательные процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом ЕвразЭС.

Следует отметить, что государства-члены должны обеспечить обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, на своей территории без предъявления каких-либо дополнительных требований по отношению к содержащимся в технических регламентахЕвразЭС.

При этом государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов ЕвразЭС осуществляется в соответствии с национальным законодательством сторон.

В Республике имеется достаточная сеть аккредитованных испытательных лабораторий (52 испытательных лабораторий) и органов по подтверждению соответствия (31 органов по подтверждению соответствия), области, аккредитации которых позволяют проводить испытания в полном объеме.

В настоящее время в сфере технического регулирования, в части осуществления государственного контроля безопасность пищевой продукции на соответствие техническим регламентам и санитарно-эпидемиологическим нормам обеспечивается МЗ РК.

МСХ РК осуществляется ветеринарно-санитарный контроль и надзор за пищевой продукцией.

В целях гармонизации принципов и подходов по осуществлению государственного контроля в рамках ЕвразЭС и защиты внутреннего рынка Министерством разработан проект Закона РК «О стандартизации» (далее – проект Закона) предусматривающий следующие нормы:

- наделение Правительства РК компетенцией по определению уполномоченных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций за продукцией на соответствие ее требованиям технических регламентов по аналогии с Российской Федерацией и Республикой Беларусь;

- усиление ответственности за нарушения требований законодательства в области технического регулирования путем увеличения срока исковой давности от двух месяцев до трех лет и ужесточения штрафных санкций в три раза.

Данный проект Закона одобрен на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК и внесен на рассмотрение в Сенат Парламента РК.

Также, Министерством совместно с МФ РК  разработан План организационных мероприятий (дорожная карта) по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан (далее-План), и утвержден 16 апреля 2018 года Первым Заместителем Премьер-Министра РК.

План предусматривает внедрение механизма документальной прослеживаемости товаров на предмет ее безопасности.

14 февраля т.г. на площадке МФ создана Межведомственная рабочая группа по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан, в рамках которого обсуждается проект Концепции национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Вместе с тем, в целях усиления таможенного контроля и соблюдения мер технического регулирования Министерством совместно с МФ РК принят Совместный Приказ по информационному взаимодействию уполномоченных органов в области технического регулирования и таможенного дела, направленный на выявление неправомерно выданных документов, подтверждающих соответствие, в том числе пищевой продукции.

В целях исключения систематических нарушений со стороны импортеров продукции Министерством совместно с МФ будет проработан вопрос ведения реестра недобросовестных субъектов по дальнейшему ограничению их деятельности по ввозу продукции на территорию страны.

 

13) Пункт 24. Разработка и принятие Плана мер по поэтапному внедрению Интеллектуальной транспортной системы с применением цифровых технологий для обеспечения эффективного управления транспортными потоками и определения потребности дальнейшего развития инфраструктуры (исполнен)

МИР РК и МИК РК подписан совместный приказ об утверждении Плана мер по поэтапному внедрению Интеллектуальной транспортной системы.

План  мер  включает  в  себя  внесение  поправок  в  законодательство  в

транспортной  отрасли,  определение  единого  оператора  в  сфере  внедрения  и сопровождения проектов ИТС, а также стандартизацию технологии ИТС.

 

14) Пункт 25. Изучение и обеспечение внедрения современных технологий, таких как «блокчейн» и анализ «больших данных» для мониторинга грузов в онлайн-режиме и упрощения таможенных процедур (на исполнении)

Министерством организована ознакомительная встреча (презентация) с компанией «Blockchain Consulting Group», стратегическим партнером компании Crypviser GmbH (Дюссельдорф, Германия).

Компания Crypviser GmbH занимается разработкой зашифрованных сетей на основе технологий Блокчейн.

В настоящее время прорабатываются вопросы по изучению методов применения данной технологии в проектах цифровизации транспорта и логистики.

 

15) Пункт 26. Увеличение финансирования ремонта и реконструкции местной сети автодорог для улучшения внутрирегиональной мобильности, доведение общего объема ежегодно выделяемых средств в среднесрочной перспективе до 150 миллиардов тенге с учетом местных бюджетов

(на исполнении)

Министерством совместно с акиматами областей проводится работа по улучшению технического состояния автодорог областного и районного значения.

Основное внимание уделено проведению среднего ремонта, так как данными работами можно охватить большую сеть дорожно-ремонтными работами с  применением  технологии ресайклинга  и традиционных методов.

Для этого в текущем году дополнительно выделены из республиканского и местного бюджета на паритетной основе средства в сумме 145,9 млрд.тенге, за счет которых отремонтируются порядка 4 тыс.км.

В целом в среднесрочной перспективе планируется ежегодно выделять до 150 млрд.тенге, что позволить к 2025 году довести состояние сети в хорошем и удовлетворительном состоянии до 85%.

 

16) Пункт 27. Внесение предложений по разработке системы мониторинга и оценки прогресса (динамики) работы акимов регионов по улучшению качества сети местных дорог (исполнен)

В настоящее время Министерством разработан проект Методики оценки эффективности работы акимов регионов по улучшению качества (состояния) местных дорог, согласован с Канцелярией Премьер-Министра РК и внесен в Администрацию Президента РК 25 июля 2018 года.

 

17) Пункт 28. Совершенствование государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства в части: применения новых методов строительства, современных материалов, принципиально иных подходов в проектировании зданий и планировании городской застройки; повышения требований к качеству экологичности и энергоэффективности зданий (на исполнении)

Посланием Президента Республики Казахстан предусмотрено применение новых методов строительства и иных подходов в проектировании.

Вследствие чего, подходит к завершению этап внедрения Еврокодов.

Переход на Еврокоды позволит, в первую очередь, устранить барьеры для иностранных инвесторов и обеспечить более высокую безопасность зданий.

В то же время это необходимо для внедрения и применения инновационных технологий и современных материалов.

Справочно:

На сегодняшний день, утверждены 453 нормативно-технических документа новой нормативной базы, в том числе 10 СП РК ЕN идентичных Еврокодам, состоящие из 58 частей и 57 национальных приложений.

Утверждены около 900 стандартов, гармонизированных со стандартами ИСО и EN.

По Еврокодам разработаны 13 проектов, в том числе 7 объектов уже введены в эксплуатацию и разработаны типовые проекты 9-ти этажного многоквартирного дома по пяти климатическим районам.

Кроме этого, в 2017 году отменены 186 СНиПов по общестроительным вопросам, взамен которых приняты 103 СН РК (строительные нормы), 157 СП РК (Свод правил), 4 РДС РК (руководящих документов в строительстве) и 1 методический документ;

- до конца 2019 г. будут отменены СНиП по расчету и проектированию несущих конструкций (70 ед.) с полным переходом на Еврокоды.

Наряду с внедрением Еврокодов, в настоящее время проводится работа по внедрению Технологий информационного моделирования строительной отрасли.

Данное новшество позволит управлять всем жизненным циклом строительных объектов (проектирование, строительство и эксплуатация).

Отмечаем, что одним из преимуществ БИМ-технологий является применение энергоэффективного проектирования (т.е на стадии проектирования мы уже будем знать эксплуатационные затраты объекта).

На сегодняшний день формируется нормативная основа для применения БИМ-технологий и в последующем будет переход к информационной модели объектов.

Справочно:

По Плану мероприятий по внедрению технологии информационного моделирования при проектировании объектов строительства (далее – План) в 2017 году из 34 мероприятий выполнены 11 мероприятий, в том числе:

- разработаны Концепция внедрения технологии информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство Республики Казахстан и 2 нормативных технических документов (далее – НТД);

- адаптированы для применения на территории Республики Казахстан 9 международных BIM-стандартов ISO;

- разработаны учебные пособия по применению технологии информационного моделирования строительных объектов (ТИМСО);

- создан Авторизованный учебный центр по направлению работы с программными продуктами информационного моделирования.  

В настоящее время в рамках цифровизации строительной отрасли предусмотрен 100%-ый электронный прием проектно-сметной документации при прохождении экспертизы.

Также предусмотрен один из принципиально новых подходов в планировании городской застройки, который заключается введении единого архитектурного стиля при разработке проекта детальной планировки городов.

Это позволит эффективно планировать, застраивать города и оптимизировать бизнес-процессы при разрешительных процедурах.

Кроме этого на сегодняшний день, на постоянной  основе ведется работа по формированию Единого государственного реестра новых технологий в строительстве.

В данном реестре содержатся новые эффективные технологии строительного производства, в том числе технологии коммунального сектора,  а также энергоэффективные и энергосберегающие технологии и материалы, внедренные в Республике Казахстан.                

 

18) Пункт 29. Выработка предложений о повышении доступности жилья с акцентом на системные меры по удешевлению строительства и ипотечного кредитования, с доведением показателя обеспеченности жильем на одного жителя к 2030 году до 30 квадратных метров (на исполнении)

В целях повышения доступности приобретения жилья для каждой семьи Национальным банком Республики Казахстан в рамках обращения Главы государства к народу Казахстана «Пять социальных инициатив Президента» разрабатывается новая ипотечная программа «7-20-25».

С учетом данной программы были пересмотрены механизмы программы жилищного строительства «Нұрлы жер» (далее – Программа). В частности снижен размер первоначального взноса жилищных займов АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» до 20%. Предусматривается реализация кредитного жилья не только через ЖССБК, но и через иные банки второго уровня (далее – БВУ). Также в целях предложения населению нового жилья, начиная с 2019 года, увеличиваются объемы финансирования на обустройство районов массовой жилищной застройки инженерными коммуникациями. Для этого ежегодно выделяется из республиканского бюджета порядка 100 млрд. тенге.

Это косвенным эффектом позволяет удешевить стоимость строительства и обеспечить ежегодный прирост объемов строительства жилья на 8-10%.

Для строительства крупнопанельных 5-ти и 9-ти этажных жилых домов (III – IV классов) по технологиям домостроительных комбинатов (далее – ДСК) были разработаны и утверждены типовые проекты. Данные проекты были переданы в текущем году МИО для дальнейшей привязки и реализации по ценовым параметрам, предусмотренные Программой.

Вместе с тем, для обеспечения стоимости строительства и реализации 1-го квадратного метра жилого дома не выше 120 тыс. тенге разработаны и переданы акиматам 6 типовых проектов индивидуальных крупнопанельных жилых домов для 5 климатических подрайонов площадью 100-210 кв. метров.

Применение технологий ДСК позволяет удешевить стоимость строительства за счет сокращения сроков строительства и трудоемких процессов по строительно-монтажным работам.

Кроме того, предусмотрено внедрение технологий информационного моделирования строительной отрасли (BIM-технологии). В настоящее время по данному направлению формируется нормативная основа и к 2020 году планируется обязательное применение BIM-технологий для технически сложных объектов.

 

19) Пункт 30. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, предусматривающих оснащение многоквартирных жилых домов системами интеллектуального управления Закон Республики Казахстан (на исполнении)

На сегодняшний день Министерством разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Законопроект).

В рамках Законопроекта предусматривается создание Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЕИС ЖФ и ЖКХ) в целях обеспечения автоматизации деятельности уполномоченного органа, местных исполнительных органов, субъектов естественных монополий, обслуживающих организации и частных лиц, инвесторов, собственников жилых и нежилых помещений, органов управления многоквартирным жилым домом, субъектов сервисной деятельности и межведомственного взаимодействия в целях предоставления услуг населению связанных с эксплуатацией жилищного фонда и качественного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Плану законопроектных работ Правительства РК на 2018 год Законопроект внесен в Канцелярию Премьер-Министра РК в мае текущего года.

 

20) Пункт 38. Внесение предложений по улучшению инвестиционного климата (исполнен)

Предложения направленные на улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан, упрощение вхождения инвесторов на казахстанский рынок, а также стимулирование имеющихся инвесторов к реинвестированию внесены в  Канцелярию Премьер-Министра РК 10 июля 2018 года, в Администрацию Президента РК 30 июля 2018 года.

 

© 2019

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Департамент стратегического планирования